Мнения

Что будет, если в Беларуси начнут избирать ректоров

678 Виктор Мартинович

Ок, представим, что счастливый день настал. Допустим, ректоров в Беларуси больше не назначают. Их выбирают. Самым демократическим образом — голосованием академического сообщества с участием студентов и профсоюзов.

Откуда будут браться кандидатуры? Они приедут из Лондона, Парижа и Нью-Йорка? На зарплату в 15 млн? Нет, не приедут! А даже если приедут какие-то наивные подвижники — будут тихо выдавлены нашей средой, как был выдавлен, например, Мстислав Добужинский, видный деятель русского общества «Мир искусства», первый действительный директор Витебского художественного училища, организованного Шагалом в 1918-м году. Добужинский продержался в нашей среде несколько — нет, даже не месяцев, но — недель. Потом уехал божить обратно в Петербург.

Так что Бжезинский здесь ректорить не выдвинется. В кандидатах будут ходить наши, местные, загорелые на дачах, светила. Люди, которые на протяжении 20 лет были в системе, на краткосрочных контрактах, люди, привыкшие устраивать досрочное голосование, люди, прекрасно знающие фразу «вы же сами понимаете» и умеющие ее произносить нужной интонацией. Как они договорятся между собой, кто из них самый «вы же сами понимающий»?

На мой взгляд, договорится между собой сами они не смогут, т. к. система веса и должностей тут не имеет вообще никакого соотношения с авторитетом. В любом белорусском альма матер отсутствует истинная академическая иерархия, основанная на признании заслуг и знаний, а не на каких-то перекрученных, истинно беларусских штучках, вроде нахождения на высокой позиции потому, что ты когда-то служил в Афганистане (у нас это воспринимается именно как академическая заслуга).

Однажды я расскажу вам историю одного блестящего филолога, защитившего докторскую по русской литературе и до сих пор не получившего звание — просто вот так распределен символический капитал на кафедре: награждают не за знания, награждают за лояльность.

Соответственно, первые же выборы главного человека в университете закончатся либо кадровым ступором и войной всех со всеми, либо вмешательством некой третьей силы, к которой в беларусских университетах привыкли прислушиваться на уровне позвоночных реакций. Нет сомнений, кандидат в ректоры, написавший пять монографий по философии, будет куда меньшим авторитетом для коллег, чем кандидат в ректоры, защитившийся по марксистской критике религии в 1978 году и получивший почетную грамоту президента за заслуги в декабре 2010-го.

Соответственно, при объявлении кандидатур включится принцип «вы же сами понимаете», который не нужно будет даже отдельно проговаривать (и, несмотря на это, — проговорят, такая уж у нас традиция избыточности). И все отдадут свои голоса за надежного, признанного человека с хорошо загоревшей на даче шеей.

В большинстве случаев — в абсолютном большинстве! — это будет кандидатура, возглавляющая вуз в настоящий момент. Потому, что именно эта кандидатура последние годы подписывала краткосрочные контракты, расставляла своих людей на ключевые посты инфраструктуры, контролировала финансы, отпуска и проч. Про роль профсоюзов в этом избрании я даже не буду начинать писать — сами и так все понимаете.

Что-то, конечно, изменится к лучшему. Например, нам не нужно будет краснеть, читая, как, согласовывая назначение ректора Витебского государственного медицинского университета, Лукашенко заявил: «в этом году с ректорами будет особый разговор. Некоторые уже засиделись, залежались на должностях, надо немножко пошевеливать их, потому что через их руки проходит элита нашего государства, будущее нашего государства».

Власть будет как бы отдельно, ректоры — отдельно. И, типа, «особый разговор» ректорам сможет обещать только академическое сообщество. То есть — их непосредственные подчиненные. Сидящие на краткосрочных контрактах... То есть, как мы все тут прекрасно понимаем, — опять сама власть. Исполкомы, министерства и Администрация будут продолжать устраивать им разносы, давать ЦУ, спрашивать по «досрочке», но уже — без явных и публичных указаний на место интеллектуала в системе. Но даже если президент перестанет называть ректоров «залежавшимися на должностях», атмосфера залежанности в беларусских университетах не изменится.

Потому, что она — не от того, что ректоров назначают. Нет, это ректоров, повторюсь, назначают из-за этой атмосферы. Было бы нормальная академическая иерархия, была бы шкала признанных авторитетов, государство и не смогло бы вмешаться и на что-то повлиять — ровно так, как она не может вмешаться, например, в деятельность такой сплоченной структуры с внутренней системой авторитетов, как беларусская католическая церковь.

Если хотите узнать мое мнение по решению той проблемы, которые мои коллеги пытаются решить избранием ректоров, то вот оно: для нормализации атмосферы в науке, мы должны стать средой. Полем. Мы должны научиться полемизировать так, как это принято в Вене, мы должны ходить на открытые лекции и доклады друг друга, мы должны высказываться в публикациях без перехода на личности и унижения оппонентов.

Когда любой будет чувствовать себя звеном одной цепи трансляции знания, власть больше не нужна будет академии для выстраивания иерархий. Назначить ректора станет также невозможно, как продавить свою кандидатуру епископа на заседании исполкома.

Это наблюдение применимо к большинству других социальных фреймов.

Комментировать