Жизнь

Галасы Незалежнасці. Ірына Сухій

121 Журнал

Единственный приемлемый вариант – сохранение Беларусью ее полного суверенитета, независимости, как экономической и экологической, так и законодательной, считает Ирина Сухий, член совета экологической организации «Экодом», заместитель председателя Беларусской партии «Зеленые».

Перспектива интеграции с Россией – пугающая. Потому что всё происходит непрозрачно, и мы не понимаем, как нас собираются «интегрировать». Только после статьи в «Коммерсанте» появились хоть какие-то детали, которые, правда, совсем не успокаивают, а только внушают еще больше тревоги.

Если говорить про мою сферу, то в ней я в первую очередь «цепляюсь» за энергетическую политику. Есть информация, будто Россия и Беларусь ведут переговоры о едином энергетическом регуляторе. И я сразу начинаю думать, что будет происходить при таком раскладе.

Например, в Центральной России 40 процентов энергии – атомная, и у них еще есть запас мощности. Есть заявления о том, что в связи с интеграцией с Россией разрабатывается некая дорожная карта по атомной энергетике, и она будет готова к 1 ноября. Казалось бы, построили нам АЭС – и оставьте нас в покое. Какая еще дорожная карта? У нас что, еще АЭС будут строить?

Сейчас вся Европа говорит о переходе на возобновляемую энергетику, на независимые источники энергии. Соответственно, они перестанут покупать российский газ и нефть. Куда Россия денет весь свой газ? «Единый энергетический регулятор» просто заставит Беларусь потреблять российский газ, хочет она того или нет.

И вместо того, чтобы идти в сторону возобновляемой энергетики, снижения выбросов СО2, мы будем привязаны «единым регулятором» к этому процессу. Я вижу угрозу того, что мы останемся в прошлом веке, потому что и атомная энергетика, и углеводородная – это всё прошлый век.

Беларусь является страной-участницей Орхусской конвенции, которая гарантирует доступ граждан к экологической информации, участие в принятии решений и доступ к правосудию по вопросам окружающей среды. А Россия Орхусскую конвенцию не подписала. Если мы будем гармонизироваться с российским законодательством, что это будет для нас значить? Нам нужно будет выйти из Орхусской конвенции?

То, что Россия к ней вообще не присоединилась, показывает, что они не считают вопросы доступа к экологической информации чем-то важным. И это не единственная экологическая конвенция, к которой Россия не присоединилась.

Единственный приемлемый для меня вариант – это, безусловно, сохранение Беларусью ее полного суверенитета, независимости, как экономической и экологической, так и законодательной.

Читайте дальше:

Главная игра – именно политическая. Как Россия использует экономику, чтобы поглотить Беларусь

В пасти медведя. Как «счетоводы» планируют отобрать нашу независимость

Пророссийские настроения в Беларуси: мифы и цифры

Комментировать