Жизнь

Ген идентичности. Великие беларусы, похороненные на чужбине

2472 Алексей Чубат

В Минске перезахоронили урну с прахом Магдалены Радзивилл. А мы вспоминаем имена других наших великих соотечественников, которые покоятся вдали от родины – и которых стоит вернуть в Беларусь.

Княгиня из Кухтичей

Магдалена Радзивилл обрела покой: урну с ее прахом поместили в стене костела св. Роха в центре Минска. Теперь каждый беларус может прийти и выказать дань уважения нашей патриотке и меценатке, которая стоит у истоков формирования национальной культуры.

Разговоры о том, что прах Марии Магдалены перевезут из Швейцарии в Беларусь, появились еще два года назад. Летом 2017 года участники седьмого Съезда беларусов мира, который проходил в Минске, были первыми, кто поклонился праху княгини. Затем в течение полугода останки нашей меценатки временно хранились в Красном костеле и только в начале 2018-го Магдалену Радзивилл окончательно перезахоронили. Это стало событием государственного уровня (в перевозке праха принял участие МИД нашей страны).

Желание быть похороненной в родной земле «беларуска литовского происхождения», как княгиня называла себя сама, высказывала еще на чужбине, где она оказалась после событий 1917–1918 гг. После смерти в 1945 году Магдалена Радзивилл была похоронена в швейцарском Фрайбурге. Несмотря на то, что она родилась в Варшаве, своей малой родиной считала родовые имения Жорновка и Кухтичи Игуменского повета (теперь – Червеньский район Минской области).

Мария Магдалена внесла огромный вклад в то, что мы сегодня называем беларусской идентичностью. Она открыла несколько школ на беларусском языке, финансировала в начале 20 века «Беларускае выдавецкае таварыства», издательство «Загляне сонца і ў наша аконца», газету «Беларус», поддерживала сельские магазины и больницы. Оказывала материальную помощь молодым поэтам и писателям: Максиму Богдановичу, Констанции Буйло, Якубу Коласу.

Живя за границей, княгиня, конечно, знала и о беларусизации 1920-х, и об уничтожении беларусской интеллигенции в 1930-х, о воссоединении Беларуси в 1939-м. В том числе и ее благотворительная деятельность поспособстовала становлению беларусской государственности. Благодаря и ее вкладу на карте мира появилась страна, которая – символично! – в год смерти княгини встала в ряды основателей ООН.

Рожденная в Варшаве и хорошую треть жизни прожившая в Западной Европе, она могла бы выбрать для себя другую национальную идентичность. По крайней мере не той страны и власти, которые заставили ее, немолодую женщину, в 1918 году срываться с родной земли и ехать в неизвестность. Видимо, существует нечто большое, чем просто рациональный выбор. Есть любовь к родному краю и особенно людям, которые здесь живут.

Высказав желание покоится в родной земле, Магдалена Радзивилл задает нам, сегодняшним беларусам, вопрос: «Кто вы?». Ответом на него, по сути, будет проявление гена национальной идентичности в каждом из нас. Потому что могила «беларуски литовского происхождения» в Минске – это уже ежедневный повод для каждого беларуса задуматься о своей идентичности, культуре, стране. И сделать что-то, пусть малое, но на принципах жизни княгини Магдалены Радзивилл.

Кто еще из великих беларусов похоронен на чужбине

Захоронения личностей, которые творили нашу и мировую историю, находятся по всему миру. Недавно в пригороде Чикаго обнаружили могилу Язэпа Воронки. Он был первым председателем Народного секретариата Беларусскай народной республики или, другим словами, первым премьер-министром БНР. На известной фотографии Язэп Воронка сидит третий слева. Возникает вопрос, где место праху ключевому руководителю БНР – в США или Беларуси?

Не обойтись без обсуждения, как поступить с фрагментами тела Кастуся Калиновского, если на горе Гедимина в Вильне найдены именно они. Кастусь Калиновский – руководитель восстания 1863-64 годов, был повешен на виленской Лукишской площади по решению Царского военно-полевого суда.

Пожалуй, самый известный из общественных деятелей прошлого тысячелетия, место захоронения которого до сих пор неизвестно, – это Франциск Скорина. Есть основания полагать, что он покоится на чужбине. Конечно, Скорина был бы очень удивлен, узнав о существовании некой Беларуси, которая считает его своим сыном и в 2017 году активно отмечала 500 лет просветительской деятельности. Но мы, беларусы, давно считаем его своим героем и отстояли свое историческое право на Скорину.

Есть у нас и герои, которые являются настоящими «гражданами мира» – и с нашими «правами» на них всё очень неоднозначно. К таковым, безусловно, относится Тадеуш Костюшко – уроженец Беларуси, который учился во Франции, защищал Речь Посполитую, стал национальным героем США, а умер и похоронен в Швейцарии. И недавний скандал с установкой беларусами памятника Костюшко в Швейцарии – наглядный пример того, как нации до сих пор делят героев.

Есть и другие примеры уроженцев Беларуси, которые стали героями других стран. Один из самых знаменитых – великий геолог, географ и этнолог Игнат Домейко, участник восстания 1830 года, а затем – многолетний ректор Чилийского университета. Похоронен в Сантьяго-де-Чили.

Зигмунт Минейко – один из руководителей восстания 1863-64 гг. К нему судьба была благосклонна – Минейко прожил 85 лет.

Биография нашего выдающегося земляка родом с Ошмянщины наполнена целым списком достижений в гуманитарной и технической областях. Международную славу Зигмунту Минейко принесло сенсационное археологическое открытие: в 1878 году он разыскал храм Зевса в Додоне, который исследователи искали целых 200 лет! А в 1896-м Минейко участвовал в реставрации Мраморного стадиона, на котором проходили Первые (возрожденные) Олимпийские игры. Похоронен наш земляк в Греции.

За пределами Беларуси похоронено немало творческих деятелей, которыми мы гордимся. Первая личность из национального литературного пантеона, это, конечно, поэт Максим Богданович.

Классик беларусскай литературы и один из создателей современного беларусского литературного языка умер от туберкулеза в Крыму, где проходил лечение. Он был похоронен в Ялте и разговоры о переносе праха в Беларусь раньше уже велись. Сейчас эта тема не обсуждается.

Поэт и писатель Владимир Дубовка погребен в Москве. Кстати, известно, что Дубовка высказывал свое желание покоится на родине. Его последняя воля, как и воля Магдалены Радзивилл, должна быть исполнена.

Еще один ключевой литератор Беларуси – Змитрок Бядуля – умер от инфаркта в эвакуации в Казахстане во время Второй Мировой войны.

Похоронен там же, в городе Уральск.

Среди известных беларусских художников, кто мог бы покоится на родине, но похоронен не здесь – Витольд Бялыницкий-Бируля. Пейзажист, рабовший в жанре имрессионизма. Основой темой его картин стали беларусские пейзажи. Во времена Российской Империи он стал академиком Императорской Академии художеств, а 1950-е годы получил звания народного художника БССР и почетного члена беларусской Академии наук. Его картины находятся во многих музеях мира. Похоронен Бялыницкий-Бируля на Новодевичьем кладбище в Москве.

Но, пожалуй, ключевыми решениями в вопросах переноса праха на родину может быть возвращение в Беларусь наших духовных лидеров.

Митрополит Минский и Беларусский Мельхиседек выступал за автономию беларусского православия.

В 1920-х под разными предлогами неоднократно арестован советскими властями. В мае 1931 года был вызван в Москву для участия в сессии Временного Патриаршего Священного Синода. В том же месяце неожиданно умер во время службы в Покровском храме. Похоронен в Москве на Семеновском кладбище.  

Адам Станкевич – католический священник и общественно-политический деятель первой половины 20 века. Один из основателей Беларусской христианской демократии, входил в руководство Беларусского национального комитета в Вильне, несколько лет был руководителем Товарищества беларусской школы. Арестован в 1949 году по обвинению в антисоветской деятельности и осужден. Умер в ссылке, похоронен в Иркутской области.

В одном ряду с ними стоит и отец Александр Надсон, духовный лидер беларусов и видный деятель нашей послевоенной эмиграции, апостольский визитатор для беларусов-грекокатоликов. Скончался в 2015 году в Лондоне, где и похоронен.

Есть и известные беларусы, которые не высказывали желания быть захороненными на родине. Например, великий Борис Кит, которой ушёл из жизни месяц назад в возрасте 107 лет. Известно, что он купил для себя место на кладбище в Германии, где жил все последнее время, более 40 лет назад, там и похоронен. Но как раз в этом случае нашей официальной власти возможно было проявить инициативу – предложить перевезти прах Кита на родину. Потому что делать это стóит не только тогда, когда национальный герой так завещал. Но и в случае очевидного: погребение в Беларуси – еще один ген идентичности в нашу культурную ДНК.

Не духом единым

Перезахоронение ключевых личностей истории – мировая практика. Насыщенная «жизнь» после жизни – у Христофора Колумба. Согласно завещанию, он хотел быть похоронен на континенте, который открыл – в Америке. Но изначально его похоронили в испанском Вальядолиде, затем тело перевезли южнее – в Севилью. После король Испании Карл Пятый решил исполнить последнюю волю Колумба и в 1542 году его останки перезахоронили в Санто-Доминго (теперь это столица Доминиканы, Северная Америка). Через столетие место захоронения Колумба в Доминикане перешло от испанской метрополии к французской и его останки перевезли на Кубу. Которая в 1898 году получила независимость от Испании, после чего прах мореплавателя вновь оказались в Севилье. Однако вскоре в Санто-Доминго был найдет ящик с костями и подписью «Христофор Колумб». До сегодняшнего времени Доминикана и Испания спорят – у кого же из них покоится первооткрыватель Америки? Генетическая экспертиза пока не дала окончательного результата.

Христофор Колумб играет огромную роль в современной идентичности испанцев. Взять хотя бы тот факт, что почти вся Южная Америка и Мексика говорят на испанском языке! Величие Испании во многом состоялось благодаря экспедициям великого мореплавателя. Конечно, сейчас испанцы много бы дали за то, чтобы мощи Христофора Колумба находились в их стране. С другой стороны, если они останутся в Америке – это будет знак того, что Колумб не только открывал и завоевывал новые земли, но и сейчас, столетия спустя, стоит на страже своих достижений. Но практика показывает, что народ (и не только испанцы!) хочет непременно вернуть национального героя на историческую родину, чтобы чтить его память на месте.

Другой подобный случай перевоза останков произошел чуть более десяти лет назад в России. Речь о переносе праха одного из руководителей белого движения Антона Деникина и русского философа Ивана Ильина с их женами. Тогда деятелей Белого движения впервые перезахоронили с государственными почестями. Согласно своему завещанию, Деникин хотел быть погребенным в России. В 2001 году его дочь написала письмо президенту РФ с просьбой о перезахоронении отца. Для подготовки и проведения захоронения Деникина была создана государственная комиссия. В 2005 году он был погребен в Москве. На церемонии похорон присутствовала российская политическая элита.

Считается, что перезахоронение Деникина – это символ примирения двух политических противников на основе их любви к своей родине. Как видим, в этом случае, как и в других, произошло не только символическое, но и фактическое присвоение праха исторического деятеля. Государство таким образом говорит: он наш не только на словах, но и телесно.

В истории есть и другие подобные случаи перезахоронения культовых личностей: Гарегин Нжде (армянский политик), Эва Перон, Че Гевара. Во всех случаях народы, выходцами из которых были национальные герои, сильно желали возвращения кумиров на родину, перезахоронения в земле своего государства. Что в итоге и происходило. Получается, что для каждого государства особый смысл не только в том, чтобы получить аутентичное право на имя и жизнь деятеля, которого народ считает своим. Но и в том, чтобы перевезти в свою страну его прах.

Когда мы участвуем в дискуссии о перезахоронении, прислушиваемся к последнему волеизъявлению наших великих предков, мы сильнее задумываемся о том, кто мы такие. Начинам глубже понимать историю, проявляем к ней свое отношение. Наш собственный ген идентичности оживает и встраивается во всеобщую беларусскую культурную ДНК.

Читайте дальше:

Вредный миф. Существовала бы сейчас Беларусь, если бы не было СССР?

Была ли БНР полноценным государством? Разбор с точки зрения права

Как перестать переживать и начать действовать. Пять способов не вестись на манипуляции режима

«Чебуречная» и БНР. Как сделать День Воли настоящим праздником

Гражданин мира, сын Беларуси. Зачем Беларусь и Польша догоняют 19-й век

Айцец Аляксандар Надсан: «Беларусы — адзінаасобнікі. Ці партызаны»

Комментировать