Политика

Оппозиция и 100-летие БНР. Хроника объявленной политической смерти

1113 Владимир Мацкевич

Беларусская оппозиция переругалась в прямом эфире о том, как праздновать 100-летие объявления БНР. Правильных ответов у тех, кто пытается ответить на вопросы власти, просто не может быть.

Решаем задачку. Дано:

1. Все годы существования Республики Беларусь годовщину объявления БНР праздновали и отмечали, не спрашивая разрешения, совмещая празднование с протестами против режима.

2. За все эти годы не приходилось выбирать между праздником и протестом. Протест превратился в праздник непослушания. 

3. Все эти годы празднующие годовщину БНР обращались к властям за разрешением на проведение протестных акций. Режим часто разрешал – с условиями и ограничениями.

4. Режим ещё ничего не сделал, только неофициально намекнул, что может разрешить отметить юбилей БНР. Но с условием – без демонстраций и шествий. То есть, без протеста, просто праздник.

Требуется найти решение:

А) Проигнорировать намёки режима или принять их как предложение навстречности.

Б) Праздновать или протестовать? Выбрать одно из двух.

Анализ задачи: Все варианты плохие

Задача А

– Проигнорировать. Просто плохо. Это означает потерять шанс на диалог, хоть и всего лишь по одному поводу, хоть и очень знаковому. Таких шансов бывает не так уж много. Ну, и в очередной раз продемонстрировать свою недоговороспособрость.

– Принять как предложение. Ещё хуже. Это значит потерять инициативу и темп (в шахматном смысле дебютных стратегий, мительшпиля) в приближающемся эндшпиле. Впрочем, инициатива давно утрачена. Другой смысл принятия намёка режима за предложение состоит в превращении оппозиции в «оппозицию его величества”.
Из двух плохих вариантов задачи А, оппозиция выбрала худший. 
Впрочем, как всегда.

Задача Б

– Праздновать без протеста. Очень плохо. Людей удастся собрать несколько больше, чем на протест, но на условиях властей, под их диктовку, с их ресурсами и даже концертной аппаратурой. Власть может в любой момент остановить праздник, и даже отменить его за полчаса до начала, и уже ничего не удастся исправить. Ну, кроме стихийного возмущения собравшейся толпы и хаотичных беспорядков, с зачистками и задержаниями. Оппозиция сама становится заинтересованной в пресечении беспорядков, то есть, идёт на сотрудничество с режимом.

– Протестовать в несанкционированных шествиях и митингах. Совсем плохо. На протест соберётся горстка активистов, как все последние акции. И особенно мало людей будет потому, что поставлен выбор: променять большой необычный и знаковый праздник, на рутинный, скучный безрезультатный протест.

Из двух плохих вариантов оппозиция выбирает не самый худший, но выбор сделан без консенсуса – и даже без компромисса. То есть, решение плохо не тем, что выбрано, а тем, как сделан выбор.

Выбор сделан не через согласие, а простым большинством голосов в собрании, решения которого не могут быть обязательными для всех. А это значит, что каждый в оппозиции остался при своём мнении.

Чем это грозит?

А тем, что все будут вести себя так, как хотят, как привыкли. Как? Очень просто.

Кто-то умеет только протестовать. Они и пойдут протестовать, не взирая на концерт, праздник и достигнутые договорённости. А что им остаётся? У них нет других вариантов. Их программа предполагают только протестные акции, если отобрать у них право протестовать, они – политический труп.

Кто-то очень хочет концерт. Но не из любви к музыке, а потому, что давно ждут от режима согласия на диалог, поэтому готовы принять от режима любой безответственный намёк за чистую монету и реальное намерение. Самое страшное для них – неподчинение протестной части оппозиции, их несанкционированная акция, которую они сочтут провокацией.

Кто-то примет предложение режима как должное.

Кто-то, как игнорировал, так и будет игнорировать.

В общем, всё, как всегда. Никогда такого не было, и вот опять! Оппозиция умирает. Медленно, без особых страданий. Быстрей бы уж, что ли!

Жыве Беларусь!

Читайте дальше:

«Режим сам по себе не падет и демократия вдруг не наступит»

Почему беларусы мирятся с насилием в своей стране?

Глобальное потепление после Холодной войны. Возможны ли реформы в Беларуси?

Давайте не делать того, чего хочет от нас режим

Комментировать